Суббота, 04.05.2024, 16:11
Все для бас-гитаристов и желающих ими стать
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Мимо проходящий | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Юмор [3]
Учебное [2]
Техническое [2]
Другое [2]
Для начинающих [6]
Мини-чат
Главная » Статьи » Другое

20 лучших бас-гитаристов мира

Джеймс Джемерсон (James Jamerson)

1. Джеймс Джемерсон (James Jamerson).

Начать стоит именно с этого чернокожего гения, появившегося в начале 60-х в студии "Motown" - одного из двух детройтских концернов: "Ford" производил автомобили, а "Motown", в таких же промышленных объёмах, - негритянскую поп-музыку – соул, фанк и ритм-н-блюз. Обладая собственной, легко узнаваемой манерой игры, Джемерсон во многом сформировал фирменное звучание студии: когда идёт речь о "звуке или манере Motown", всегда имеется в виду Джеймс Джемерсон.

Кроме того, Джемерсон оказал большое влияние на развитие аккомпанемента в поп-музыке. Являясь до начала 70-х "визитной карточкой" студии, этот бас-гитарист был востребован настолько, что нередко ему приходилось даже прерывать гастроли, чтоб вернуться в студию. Он записывал бас едва ли не для всех артистов лейбла, среди которых - Стиви Уандер, Дайана Росс, Марвин Гэй, Isley Brothers, Jackson 5 и многие другие. Со временем ему даже определили ставку в $1000 в неделю, что сильно превышало стандартный заработок студийного музыканта.

Джемерсон так ревниво относился к собственному саунду, что даже боялся менять струны на своём Fender Precision - лишь бы не утратить звук. Впоследствии это сыграло плохую роль в его карьере: когда в середине 70-х мода на звук поменялась, Джемерсон не смог, а скорее всего – не захотел, меняться вместе с модой. Его стали всё реже и реже приглашать на запись. Как часто бывает в таких случаях, музыкант впал в депрессию и стал сильно пить. К 1980 году он уже не мог получить серьёзной работы, а в 83-м умер от осложнений, вызванных циррозом печени.

В 1989 вышла в свет книга Аллана Слуцки "Стоя в тени Мотаун"(Allan Slutsky, "Standing in the Shadows of Motown"), в 2002 вышел одноимённый документальный фильм. Джемерсон включён в Зал Славы Рок-н-Ролла и Зал Славы Fender. Напоследок стоит сказать, что почти все нижеописанные бас-гитаристы признают в своих интервью, что во многом сформировались как музыканты благодаря именно ему - Джеймсу Джемерсону. Следовательно, Джеймс Джемерсон имеет полное право стоять первым в этом списке, т.к. без него и этот список, и вся популярная музыка, выглядели бы совершенно иначе.

Пол Маккартни (Paul McCartney, 'The Beatles')

2. Пол Маккартни (Paul McCartney, "The Beatles").

Пожалуй, главный популяризатор бас-гитары, несмотря на то, что стал он им, можно сказать, вынужденно. Изначально будучи гитаристом в группе Джона Леннона (первое название - The Quarrymen), Пол то и дело подменял на концертах басиста Стюарта Сатклифа, к музыкальным способностям которого относился крайне скептически. Вскоре Сатклиф покинул группу, и бас пришлось взять Полу, к его нескрываемому поначалу неудовольствию: "Бас-гитара в те времена ассоциировалась с толстыми малоподвижными парнями в дальнем углу сцены" - вспоминает он. Позже он приобрёл знаменитый Hofner 500/1, только потому, что его легко было переделать под левую руку (Пол Маккартни – левша) из-за его симметричной "скрипичной" формы. Именно благодаря этой "большой скрипке", зритель, обычно не отличающий гитару от баса, обратил теперь внимание на этот инструмент, что было вовсе не трудно ещё и потому, что Пол делил с Джоном Ленноном роль фронтмена, являясь и вокалистом, и соавтором текстов, и композитором, и даже, отчасти, продюсером группы.

Обладая замечательным музыкальным чутьём, Пол играл и играет удивительно красивые, мелодичные и гениальные даже в своей простоте басовые линии. Многие его партии вошли в музыкальные учебники всего мира, а значение самой группы в истории музыки обсуждать вовсе не приходится.

После распада The Beatles Пол Маккартни начал сольную карьеру в качестве лидера собственной группы и мультиинструменталиста, завоевав славу самого успешного музыканта мира по версии Книги Рекордов Гиннеса. Пол до сих пор играет на Hofner Violin Bass (выпускающийся под названием Paul Beatle Bass), ставшим "визитной карточкой" и самого сэра Пола Маккартни, и группы The Beatles в частности.

Жако Пасториус (Jaco Pastorius, настоящее имя John Francis Anthony Pastorius III)

3. Жако Пасториус (Jaco Pastorius, настоящее имя John Francis Anthony Pastorius III).

Этот человек официально признан Величайшим басистом всех времён и народов, хотя его имя, творчество и биография известны больше профессионалам, чем широкой аудитории. Влияние Жако Пасториуса на музыку настолько велико, что принято разделять бас-гитару на "то, что было до Пасториуса, и то, что стало после". Как и многие басисты, начинал он вовсе не с баса. В 12 лет с помощью отца Жако освоил ударные, вскоре после перелома руки перешёл на гитару, саксофон и фортепиано, но судьба словно заранее знала о его высшем предназначении, и в 17 лет, после повторной операции, он остаовил свой выбор на бас-гитаре. Будучи настоящим гением, Пасториус далеко ушел в своём развитии от общепринятого значения бас-гитары: в руках Жако бас впервые перестал быть частью ритм-секции и превратился в солирующий инструмент, летающий и мечущийся, кричащий и поющий, смеющийся и плачущий. Скорость исполнения соло не уступала творениям Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера. Пасториус собственноручно выдрал лады из своего Fender Jazz Bass и залил щели эпоксидной смолой, и до самой смерти предпочитал игру на безладовом инструменте. Постоянно совершенствуя собственную манеру игры, Жако ломает все известные стилистические рамки, его игра до сих пор не укладывается ни в одно жанровое определение. Сам он называл свою музыку "punk-jazz".

Всё это, в связке с экспрессивностью музыканта (а Жако не знал меры ни в чём), сделало его популярнейшим артистом своего времени. Пасториус, не прерывая виртуозной игры, носился по сцене как сумасшедший, забирался на колонки и прыгал вниз, швырял бас и избивал его ремнём: публика забивала до отказа любой зал, лишь бы увидеть и услышать это. Осознавая свою значимость, он уже в молодости представлялся супер-музыкантам того времени как "Величайший в мире басист", не забывая добавлять: "Это не хвастовство, если можешь доказать это на деле". И это действительно не было хвастовством: уже в 24 года он записал сольный альбом "Jako Pastorius", который дважды номинировался на "Грэмми" и до сих пор считается лучшим альбомом, из когда-либо записанных бас-гитаристами.

К сожалению, Джо Завинул (Josef "Joe" Zawinul), с которым Жако играл в группе Weather Report, пристрастил его к алкоголю, в чём сам до конца жизни раскаивался. Это послужило отправной точкой заката карьеры великого музыканта. Не сумев справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, которые так же спровоцировали его психические отклонения, Пасториус быстро растерял уважение коллег, публики и акул шоу-бизнеса. От него отвернулась семья, уставшая от его выходок. Король музыкального мира превратился в бродягу-наркомана, жил в парках и подвалах, клянчил деньги у прохожих, неоднократно закладывал свой Jazz Bass и постоянно искал смерти. Он нашёл её, в лице 25-летнего охранника ночного клуба, которого сам же спровоцировал на драку. Врачи констатировали необратимые повреждения мозга, вскоре Жако Пасториус скончался, не выходя из комы.

В 2003 году вышел мемориальный альбом "Words of Mouth Revisited", где партии Жако исполняют лучшие басисты мира.

Фирма Fender выпускает именную модель Jazz Bass – Jaco Pastorius, а безладовый вариант от Custom Shop сделан с пазами, залитыми эпоксидкой. Кроме того, детально воспроизведены все сколы, потертости и прочие нанесенные экспрессивным гением повреждения на тот момент, когда он покинул этот мир.

Картинка 2 из 53

4. Крис Сквайр (Chris Squire, "Yes").

В 70-е рок-музыка бурно развивалась, появлялись новые техники, подходы к исполнению, концепции аккомпанемента. Одним из лучших рок-басистов того десятилетия заслуженно считается Крис Сквайр, основатель и единственный бессменный участник прогрессив-рок группы Yes. Обладатель четвёртого привезённого из США в Великобританию баса Rickenbacker 4001, он и поныне остаётся преданным этому инструменту, хотя его арсенал богат бас-гитарами, как классическими, так и столь же причудливыми, как и сама музыка группы "Yes". Одним из первых рок-басистов он стал с успехом применять гитарные эффекты, за счёт стереоканала его бессменного Rickenbacker. Его преданность распространяется и на игру медиатором, что делает его звук агрессивным и динамичным, а любовь к классической музыке оставила свой след в виде удивительного мелодизма. Несмотря на то, что на него сильно повлияли Пол Маккартни и Джон Энтвисл (John Entwistle), Сквайр очень скоро выработал собственную манеру игры, во многом благодаря своему музыкальному напору и фанатичному вниманию к мелочам: его требовательность и аккуратизм порой были болезненными для группы, что служило причиной конфликтов в коллективе. Заставляя часами переделывать в студии малейшие неточности, он приводил в бешенство всех, кому приходилось с ним работать, но результат всегда был потрясающим. Своей игрой Сквайр уводил группу на собственную орбиту. Тем не менее, этот внешне суровый гигант с лицом викинга является "хранителем очага" в группе. Cчитается, что только благодаря ему, за многие годы разладов, внутренних противостояний и даже распадов, "Yes" сохранились и вновь выступают в своём "золотом" составе.

Картинка 11 из 1150

5. Джон Энтвистл (John Entwistle, "The Who").

Родившийся 1944-м году в семье музыкантов Джон Алек Энтвистл с детства освоил фортепиано, трубу, валторну и тромбон. В самом начале 60-х он уже играл на духовых в джаз-банде с Питом Тауншендом, однако вскоре сменил духовые на бас, который смастерил самостоятельно. Вместе с Питом они перешли в группу Detours, позднее переименованную в "The Who". В группе собралось уникальное инструментальное трио: Джон, Пит и Кит Мун (Keith John Moon). Отсутствие в группе соло-гитариста натолкнуло Джона на мысль заменить его своими силами: он стал играть на бас-гитаре мелодические рисунки, что вкупе с его мощнейшей подачей и техникой сформировало уникальный саунд "The Who" и помогло группе подняться на вершины всевозможных чартов. За собственную технику игры, которую он справедливо называл "печатной машинкой", он получил прозвище "Thunderfingers" - "Грохочущие пальцы": суть этой техники в том, что все пальцы правой руки участвуют в звукоизвлечении, колотя как по одной, так и по всем струнам сразу, что даёт широчайшие просторы для музыкальных решений (не стоит путать эту технику со слэпом и тэппингом). При всей своей творческой несдержанности и мощи, Энтвистл отличался от своих коллег удивительным спокойствием на сцене, в то время как остальные "The Who" своим поведением моментально заработали себе звание одной из самых экспрессивных групп планеты: первыми начав разбивать гитары, они привлекли к себе огромное внимание. К счастью, их музыкальная одарённость позволяла это внимание удержать.

Джон Энтвистл стал первым из "The Who", кто начал записывать сольные альбомы, на них он широко демонстрировал потрясающее владение инструментом: ставшие классикой рока, эти записи так же имеют особую ценность для басистов, т.к. содержат в себе огромное количество высококлассного "басового" материала.

В 2002-м году, накануне американского тура воссоединившихся "The Who", в одной из гостиниц Лас-Вегаса, стриптизёрша Элисен Роуз проснулась в постели с холодным 58-летним Джоном Энтвистлом, умершим во сне от передозировки кокаина.

Картинка 5 из 5422

6. Джек Брюс (Jack Bruce).

Без преувеличения, один из самых "беспокойных" басистов и один из первых бас-виртуозов своего времени. Его музыкальное образование началось с обучения игре на фортепиано и виолончели, позже он поступает в Королевскую Шотландскую Академию Музыки, которую спустя три месяца покидает, не найдя общего языка с профессурой - преподаватели, конечно же, не хотели принимать идей 17-летнего студента. Эта черта характера во многом определит его дальнейшую карьеру. Джек меняет огромное количество джазовых и блюзовых составов, задерживаясь в некоторых чуть более месяца, пока его не пригласил в свою новую группу Эрик Клэптон, где Джек смог в полной мере раскрыть свои музыкальные способности. Во времена "Cream" Брюс стал первым басистом, сполна оценившим широкие возможности "молодого" тогда инструмента. Альбомы, записанные с Клэптоном, стали классикой рок-музыки, а для всех следующих поколений музыкантов – серьёзной школой.

После распада "Cream" Брюс начинает сольную работу, продолжая соединять джаз, блюз и арт-рок, но стабильного состава придирчивому музыканту собрать так и не удалось.

В дальнейшем Джек Брюс участвовал в огромном количестве проектов, записывался сольно, записывал чужую музыку, а в восьмидесятых полностью прекратил музыкальную деятельность.

В 90-х задуманная с Джинджером Бэйкером и Гари Муром попытка восстановить "Cream" не продержалась и года. В 2003 году после операции по пересадке печени выпустил альбом "Rope Ladder to the Moon", не уступающий его классическим работам. Полная же дискография артиста настолько велика, что разобраться в ней под силу только самому пытливому специалисту.

Картинка 6 из 2779

7. Луис Джонсон (Louis Johnson).

Виртуоз-самоучка, изобретатель слэпа, специфической техники игры на бас-гитаре, построенной на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются об лады грифа, издавая громкий, звенящий звук. Благодаря этой технике, бас отчасти берёт на себя функцию барабанов, за счёт резкой атаки звука и возможности ярко акцентировать практически любые ритмические рисунки. "Отцами" слэпа считаются Джонсон и Ларри Грэм, открывшие эту технику независимо друг от друга.

Лео Фендер, покинувший "Fender" и открывший следом за ней собственную фирму Music Man, совместно с Джонсоном разработал специальные звукосниматели для баса Music Man Stingray, которые предназначались именно для агрессивной игры слэпом. Магниты в звукоснимателях были настолько сильными, что при установке они просто отталкивали друг друга, поэтому для серийного производства были разработаны более "спокойные" и, следовательно, менее дорогие датчики.

Джонсон известен прежде всего как студийный музыкант, его услугами пользовались Стиви Уандер, Пол Маккартни, и многие другие. Примечательна его работа с Майклом Джексоном, для которого он записал бас на альбомах "Of The Wall", "Thriller" и "Dangerous"; к примеру, держащий на себе всю песню бас в "Billi Jean" - его рук дело. Луис Джонсон выпустил замечательную видеошколу игры на бас-гитаре, где легко и доступно делится секретами своей техники, подробно описывая процесс её изобретения. Джонсон, начинавший карьеру в "Motown", до сих пор активно записывается и выступает.

Картинка 3 из 3586

8. Маркус Миллер (Marcus Miller).

Выдающийся мультиинструменталист, композитор и продюссер, Маркус Миллер является самой настоящей иконой прежде всего для бас-гитаристов. Хотя его карьеру можно смело брать в пример не только в музыкальном, но и в общечеловеческом смысле.

Родившись в семье церковного органиста, маленький Маркус постоянно что-то наигрывал на отцовском фортепиано. Родители, конечно же, приложили все усилия для развития способностей сына, тем более, что жизнь в Бруклине не готовила ничего хорошего чернокожему мальчишке. В восемь лет Маркус начал учиться играть на блок-флейте, а когда семья переехала в ещё менее благополучный Квинс, перешёл на кларнет (отец настаивал на скрипке, но знакомый с уличными понятиями сын отказался, объяснив, что со скрипкой на улице его просто побьют). Маркус самым прилежным образом относился к занятиям музыкой, в старших классах поступив в Высшую Школу Музыки и Искусств, где помимо школьных занятий играл в школьном оркестре и даже брал частные уроки. Примерно в то время к нему пришла любовь к бас-гитаре. Играть на ней он научился по слуху, т.к. в те времена бас ещё не преподавали: инструмент тогда был совсем молодым и ещё не получил широкого признания, большинство басистов были самоучками, а похвастаться знанием нотной грамоты могли считанные единицы. Музыкальное образование быстро позволило Маркусу освоить основы аккомпанемента и в 14 лет он уже во всю играл с пацанами из квартала популярную музыку 70-х – фанк, соул, ритм-н-блюз, а позже и джаз. "Это оказалось так же важно, как и обучение в школе – вспоминает Миллер – только тогда я понял, что такое фанк, грув, и как доносить свои чувства людям с помощью звуков". Вскоре он покинул Школу Музыки из-за неуверенности в выбранном инструменте (кларнет) и поступил в лучший в Квинсе колледж. Через год Маркус получил приглашение в один из лучших студийных коллективов Нью-Йорка: ансамбль популярной телепрограммы "Saturday Night Live". Работа на телевидении, студийная работа, а так же огромный опыт и талант молодого музыканта, сделали своё дело – Маркусом заинтересовались звёзды и стали приглашать на записи. В 80-м году Дэвид Санборн (David Sanborn), услышав авторские пьесы Миллера, предложил ему записать их вместе. 20-летний Маркус выступил продюсером альбома, который сразу же получил "Грэмми". Через год его приглашает в свой коллектив сам Майлз Дэвис, с которым они плодотворно сотрудничали в последние годы жизни Майлза, вместе гастролировали, а в 86-м записали альбом "Tutu", ставший вершиной их совместной работы: Миллер не только спродюсировал запись, но и сыграл партии почти всех инструментов.

Маркус Миллер на редкость положительный персонаж, для звезды его уровня, с ним не связано никаких скандалов, он не пьёт алкоголь и не употребляет наркотики: "Многие из тех, что были на вершине и могли сделать гораздо больше, попросту умерли от этой дряни. Ещё при жизни некоторые из них советовали мне не повторять их ошибок. Я же только на середине своего пути и хочу сделать ещё очень многое" - объясняет Маркус. Последние годы он плотно работает на своей домашней студии в Лос-Анджелесе, не забывая уделять внимание жене, дочерям и родителям: вдохновение Миллер черпает из окружающего мира, который он создаёт своими руками. Может быть, поэтому он в свои пятьдесят с лишним выглядит на тридцать с небольшим?

Картинка 4 из 1261

9. Лес Клэйпул (Leslie "Les" Claypool, "Primus").

Без преувеличения, самый эксцентричный из виртуозов и самый виртуозный из эксцентриков. Об этом ярко свидетельствует и его музыка и постоянно меняющийся, но всегда сумасшедший, имидж (достаточно посмотреть клипы и фотосессии группы). При этом один из главных музыкантов в мире является самоучкой: юношеское желание научиться играть не остановила даже неспособность отличить гитару от бас-гитары, однако: "я выбрал бас благодаря убойному и глубокому звуку, в то время как простая гитара звучит слишком тонко, не вызывая ничего кроме раздражения" - рассказывает Клэйпул. Примерно тогда же он познакомился с Кирком Хэмметом, будущим гитаристом Metallica, который привил ему любовь к Джимми Хендриксу (Jimi Hendrix) и Led Zeppelin. В дальнейшем на него влияли Гедди Ли и Стэнли Кларк, что во многом определило его тягу к слэпу и развитию собственной манеры звукоизвлечения.

В первой половине восьмидесятых была череда непродолжительных участий в сторонних коллективах: "большинство из которых были полным барахлом" - вспоминает Лес, и даже прослушивание в Metallica, которые тогда искали замену погибшему Клиффу Бёртону (Cliff Burton). Прослушивание Клэйпул прошёл, но в группу принят не был, т.к. "оказался слишком хорош и должен заниматься своим делом" - как пояснил Джеймс Хэтфилд. Надо заметить, что в те годы тяготеющий к фанку Лес практически не имел представления, как играется трэш-метал.

К тому времени он уже написал массу собственного материала, который всё же стеснялся исполнять на публике и только после того, как сформировался "Primus", Клэйпул отважился петь (а точнее – рассказывать) свои песни самостоятельно. В 90-х группа записывает череду потрясающих альбомов, непохожих как друг на друга, так и на то, что происходило в музыке ранее: критики как один были сбиты с толку, подбирая определение к их музыке, сами же музыканты постоянно развлекались, изобретая термины типа "трэш-фанк" и даже "психоделическая полька". Кроме того, группа "Primus" - единственная группа, для которой в проигрывателе Winamp существует личный жанр для ID3-тэга.

Если существует немало коллективов, в чьей музыке бас занимает центральное место, то "Primus" занимает центральное место среди самих этих коллективов: "Первый среди равных" - так можно перевести их название. Бас Клэйпула выполняет неподъёмную для других функцию: являясь основной несущей конструкцией в песне, он тянет на себя и ритмические, и гармонические задачи, не теряя при этом солирующего статуса, украшая композиции сверхсложными партиями и вставками. Постоянно экспериментируя со звукоизвлечением и звукообрабатывающей техникой, он буквально шокирует тем, что получается у него на выходе: его инструмент может звучать и как потерявшийся котёнок и как защищающий свою территорию лев. Барабанщик Тим Александер на удивление легко справляется с навороченными ритмическими выкрутасами Клэйпула; а гитарист Ларри Ла Лонде, чья задача становится вовсе непонятной, находит удивительные решения, оттеняя и дополняя чудной мелодизм бас-гитары диссонансными и атональными соло. Всё это делает "Primus" поистине лучшей независимой группой, а сам Клэйпул по праву считается самым выдающимся басистом 90-х. Культовое значение этой фигуры подчёркивает и тот факт, что музыкант сыграл самого себя в десятке телевизионных и художественных фильмов. Так же он написал и исполнил заглавную песню мульт-сериала "South Park": парень в очках и шляпе с бас-гитарой наперевес в заставке - никто иной, как Лес Клэйпул.

Картинка 3 из 64000

10. Фли (Michael "Flea" Balzary, "Red Hot Chili Peppers").

Бывший в детстве изгоем из-за акцента и немодных музыкальных пристрастий, Фли стал чуть ли не главным образцом для подражания со второй половины 90-х. "Играть, как Фли" мечтают едва ли не все начинающие басисты. Тому виной не только буйный артистизм одного из ярчайших персонажей современной сцены, но и крайне выразительная техника, сочетающая быстрый и агрессивный, но в тоже время на редкость фактурный слэп, с мягкой, тихой и мелодичной игрой. Таким образм Фли создал новый стандарт игры в рок-музыке.

Удивительно, но музыкант совершенно не знает нотной грамоты. Обучаясь игре самостоятельно, на слух, Фли пришёл к неакадемическому пониманию музыки, которого придерживается до сих пор: он придаёт огромное значение именно тому, что происходит во время игры в сердце и душе, в сознании, часто упоминает космические связи. Даже его видео-школа не похожа на массу других именно из-за этого: он не показывает, как играть гаммы, не рассказывает про техники и приёмы. Большую часть урока он уделяет рассуждениям о внутреннем подходе к созданию музыки, о состоянии души и сознания, о том, что стоит больше следовать собственной индивидуальности, чем строгим правилам. Об этом же он говорит во многих интервью, в частности в том, которое берёт у него его друг актёр Ривер Феникс, с которым они снимались в фильме "Мой личный штат Айдахо". Вообще, Фли - один из самых активно снимающихся в кино музыкантов (более 20 картин), так же пишет музыку для кино и озвучивает мультфильмы. Помимо "Red Hot Chili Peppers" Фли сотрудничает с массой самых именитых музыкантов от Аланис Мориссетт до Металлики, а недавно он вновь удивил всех, войдя в ряды группы, которую Том Йорк собрал для записи сольного альбома.

Категория: Другое | Добавил: EvGenius (12.01.2011)
Просмотров: 15320 | Рейтинг: 2.5/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Oпрос
Гитара какой фирмы у вас?
Всего ответов: 97
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!
Создать бесплатный сайт с uCoz