Понедельник, 28.07.2025, 02:04
Все для бас-гитаристов и желающих ими стать
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Мимо проходящий | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Юмор [3]
Учебное [2]
Техническое [2]
Другое [2]
Для начинающих [6]
Мини-чат
Главная » Статьи » Другое

20 лучших бас-гитаристов мира (часть 2)

Картинка 12 из 998

11. Бутси Коллинз (William "Bootsy" Collins).

Один из "отцов" фанка – более ритмичной и энергичной разновидности музыки соул. Вообще, фанк, являющийся фундаментом множества современных музыкальных направлений, возник благодаря бас-гитаре, как раз в те времена, когда басу стали отдавать ведущую роль в композиции: это и стало основой фанка, где сложный ритм и "грув" отодвигают на задний план мелодию – вот вам простая формула "чёрной" музыки.

Фанк "изобретался" Коллинзом совместно с другим "отцом" жанра Джеймсом Брауном, однако, свободолюбивый хулиган Коллинз не выдержал педантизма Брауна и вскоре ушёл от него к другому, куда более отвязному основоположнику - Джорджу Клинтону. Вообще эта фундаментальная парочка разделила лагерь фанатов фанка на две части: Браун – это армия, тогда как Клинтон – разнузданный цирк. Именно играя в группе Клинтона "Parliament Funkadelic", Бутси обретает тот яркий космический имидж, сделавший его одним из самых узнаваемых басистов мира. Вскоре он создал собственную группу Bootsy’s Rubber Band, с которой записал альбом с дерзким названием "Бутси? Певец Года", который и вправду занял первое место в R’n’B хит-параде. Со временем отойдя от активной концертной деятельности, Бутси стал сотрудничать как музыкант и продюсер с такими артистами, как Buckethead, Snoop Dogg, Red Hot Chili Peppers, Fat Boy Slim, Ice Cube и многими другими, за что становился обладателем "Грэмми" и прочих музыкальных наград. Его сольный альбом 97 года "Fresh Outta ‘P’ University" - отличный учебник для нынешних изготовителей музыки R’n’B.

Строго говоря, вклад Бутси Коллинза в современную музыку сводится к следующему: не будь фанка – не было бы ни хип-хопа, ни диско, ни Майкла Джексона, каким все его знают. Важность этого попробуйте определить сами.

Картинка 2 из 1470

12. Клифф Бёртон (Cliff Burton, "Metallica").

Очередная трагическая судьба гениального музыканта. И глубина этой трагедии скрывается в том, что он, в отличие от большинства, систематически не убивал себя наркотиками и алкоголем, но, к сожалению, стал жертвой нелепой автокатастрофы.

В юности, научившись играть на бас-гитаре, Клифф взял за правило заниматься инструментом по 6 часов в день (этому правилу он оставался верен всю жизнь). Такое усердие плюс музыкальное образование и любовь к самой разной, от Баха и Бетховена до панка и металла, музыке, сделали своё дело: молодого басиста невозможно было не заметить. Так и произошло, когда музыканты Металлики оказались на концерте его группы Trauma: его басовые соло поверх ритм-гитар так поразили Ларса и Джеймса, что они решили непременно заполучить этого парня в свою группу. Бёртон долгое время упирался, и Металлика в итоге даже согласилась на переезд к нему в Сан-Франциско из Лос-Анджелеса, чья музыкальная сцена наводила тоску на Клиффа.

Бёртон имел, пожалуй, важнейшее значение в становлении этой группы. Он постоянно расширял музыкальный кругозор коллег, и с ним группа записала свои лучшие альбомы ("Kill’ em All", "Ride the Lightning" и "Master of Puppets", который до сих пор считается одной из лучших trash-metall записей). Его манера игры сочетала в себе чувственность и психоделичность, ярость и меланхолию, а стальная жёсткость соответствовала самым высоким стандартам металлической сцены. Хорошими примерами являются "Pulling Teeth" с альбома "Kill’em All" и "Orion" с пластинки "Master of Puppets".

Своей игрой Бёртон задал то направление, двигаясь по которому Металлика сформировала собственное, новое видение трэш-металла.

Клифф Бёртон погиб в автокатастрофе во время европейского турне: нетрезвый шофёр не справился с управлением, автобус занесло, и хотя водителю удалось остановить автобус, он всё-таки потерял равновесие и перевернулся. При резкой остановке спящего Клиффа выбросило наружу и придавило автобусом (накануне музыканты спорили, где кому спать, и Бёртон вытянул туз пик - "почётное" место у окна). После этого случая в европейских туристических автобусах стали устанавливать планки, предотвращающие выпадение спящего в койке человека, их принято называть "досками Бёртона".

Музыканта похоронили под песню "Orion", автором которой является сам Бёртон, так же это последняя сыгранная им песня накануне аварии. После этого "Orion" не исполнялся группой 20 лет.

Картинка 2 из 1368

13. Тони Левин (Tony Levin).

Американец с украинско-белорусскими корнями, один из самых влиятельных бас-гитаристов в мире. Изобретатель "фанки фингерз" (Funky Fingers) – специальных палочек-насадок на пальцы, "удлиняющих" их и имитирующих удар барабанной палочки по струне, издающий специфический мощный звук. Один из первых популяризаторов инструмента "стик" (Stick) – многострунного, с необычным строем вертикального инструмента, напоминающего гитарный гриф. Бессменный басист King Crimson и Питера Гэбриэла, причём считается таковым независимо от того, играет он в данный момент с этими коллективами или нет. Талантливый мультиинструменталист, фанатичный трудяга, чью способность своей игрой формировать общее звучание песни (прекрасный пример: "Sledgehammer" Питера Гэбриэла) высоко ценят музыканты всего мира, о чём свидетельствуют бесконечные совместные работы в самых разных жанрах. Тони Левин записывался с такими музыкантами, как Джон Леннон, Элис Купер, Лу Рид, Ринго Старр, Эл Ди Меола, Брайан Ферри, Том Уэйтс; группами Dire Straits, Pink Floyd, Dream Theatre (которых высоко ценит за их "невероятное мастерство и фантастическую скорость игры") и многими другими. Не смотря на свою любовь к прог-року, не чурается работ и с представителями поп-сцены: Эрос Рамазотти, Шер, Натали Коул, Лайза Минелли, Сил и другие с удовольствием пользуются его услугами.

При этом авторитетнейший музыкант весьма самокритичен: "Мне ещё многому предстоит научиться, и я всегда открыт для нового. И пусть я в достаточной мере владею многими техниками, я никогда не стесняюсь спрашивать у молодых, как они делают то, чего я не понимаю. В Кинг Кримсон мы всегда искали новые музыкальные формы и способы исполнения, с тех пор состояние поиска стало для меня нормой". Рок, прог-рок, поп, фанк, классика, этническая музыка – его поле деятельности невероятно широко. Особо трепетное отношение у Тони к джазу: "хотя мне и приходилось записывать джазовые пластинки, играть джаз я не умею и всегда отказываюсь от таких работ". Тем не менее, джазовые музыканты находят разные ухищрения, чтоб заманить его в студию. Помимо постоянных и сессионных работ, Левин участвует в массе регулярных проектов с выдающимися музыкантами и даже создал "именной" Tony Levin Band.

Картинка 1 из 3005

14. Стэнли Кларк (Stanley Clarke).

Ещё один из тех басистов, чьей заслугой является "выведение" бас-гитары на центральные роли. Будучи очень одарённым с детства, он быстро завоевал признание сначала учителей, а позже и более взрослых коллег по сцене, которые сразу заметили, что возможности бас-гитары в руках юного паренька лежат далеко за пределами их видения инструмента.

Важнейшим событием в его карьере стало знакомство с Чиком Кориа, сотрудничество этого талантливого тандема вылилось в джаз-фьюжн-бэнд "Return to Forever". Их сразу назвали "самородками джаза". Записи этого коллектива становились "золотыми", получали всевозможные награды, включая "Грэмми". Вообще, с кем бы в дальнейшем Кларк ни сотрудничал, будь то Эл Ди Меола, Джордж Дьюк и другие, всегда эти работы получали горячие отзывы и самые разные призы. Самой примечательной особенностью его игры является какая-то особенная лёгкость и свобода, будто нет никакого инструмента и лишь сама музыка в его руках. И музыка словно отдаётся вся ему и потому её маршруты такие непредсказуемые и идеально правильные.

Те вершины, которых Стэнли Кларк добился в самых разных направлениях, от классики до ритм-н-блюза, для иных музыкантов стали бы венцом карьеры, он же до сих пор активно работает и выступает, не переставая удивлять слушателей способностью развиваться даже в свои 59 лет.

За последние 20 лет Кларк написал музыку к более чем 50 фильмам.

Картинка 5 из 945

15. Гедди Ли (Geddy Lee, "Rush").

Этот талантливый композитор и певец, с удивительно высоким, почти женским вокалом, наибольшее внимание заслуживает как бас-гитарист. Участник канадского трио "Rush", вдохновлённый группами Led Zeppelin, The Who, Cream, он стал промежуточным звеном между родоначальниками и последователями: большинство музыкантов именно "жёстких" направлений (Pantera, Metallica, Iron Maiden, Nine Inch Nails, Dream Theater и пр.) 80-90-х годов упоминают Гедди Ли как одного из наиболее повлиявших на них басистов. "Rush" - наверное, самый удивительный прог-металлический коллектив: три друга, три примерных семьянина, три виртуоза, три настоящих музыканта. С ними не связано никаких скандалов, их наследие – лишь потрясающая дискография, насчитывающая почти 40 дисков, которые до сих пор продаются огромными тиражами. О них написано множество книг, а недавно вышел документальный фильм "Rush: Beyond the Lighted Stage", в котором им признаются в безграничной любви и оторванные трэшеры и интеллигентные джазмены.

Картинка 6 из 151

16. Робби Шекспир (Robbie Shakespeare, "Sly and Robby").

Грубой ошибкой было бы обойти вниманием этот ямаиканский дуэт. Басист Робби Шекспир и барабанщик Слай Данбар начали совместную работу в Кингстоне ещё в середине 70-х, и на сегодняшний день являются самым "долгоиграющим" и авторитетным регги/даб – коллективом. Та специфическая ритм-секция музыки регги, какой мы её знаем, существует во многом благодаря именно этому дуэту: они не просто формировали её, они многократно меняли лицо регги. Случалось, что их манеры исполнения вызывали недоверие у коллег, считалось, что исполнять такое без помощи технических устройств – невозможно. Их изобретательность привела к тому, что в начале 80-х Слай и Робби сыграли важную роль во внедрении компьютерных технологий в звукозапись. Не замыкаясь на традиционной ямаиканской музыке, они стали ритм-секцией №1 в мире популярной музыки. Список звёзд, для которых они записывали свои басы и барабаны, просто огромен, но вот некоторые из них:

Боб Дилан, Мик Джаггер, Шинейд О’Коннор, Джо Коккер, Трики, Стинг, Карлос Сантана, Серж Гинзбур, Матисьяху, Грейс Джонс, Питер Тош, Simple Red, No Doubt, Ini Kamoze, Foundation; ремиксы для Fugees, Мадонны и Бритни Спирс.

По некоторым оценкам, они записали за свою карьеру свыше 200.000 песен, а некоторые из их риддимов (короткий, узнаваемый басовый рисунок) были использованы в более чем ста песнях разных исполнителей (в силу того, что на риддимы, в отличие от мелодий, не распространяются авторские права).

Картинка 1 из 2075

17. Виктор Вутен (Victor Wooten).

"Если бы люди были больше похожи на музыку?" - всю жизнь задаваясь этим вопросом, Вутен сам становится живым ответом на него: глубокомысленный и миролюбивый философ, неутомимый фантазёр и искатель музыкальных приключений, полностью соответствует характеру своих произведений.

Развивая навыки, которыми наделил его один из старших братьев и стараясь подражать звуку других инструментов их ансамбля, Виктор создаёт уникальную и даже экстраординарную технику игры, которая снова делает бас-гитару совершенно новым инструментом. Секрет в том, что Вутен играет большим пальцем правой руки как медиатором – сверху вниз, что позволяет ему создавать сольные партии бас-гитары такими же, какими их делают гитаристы: быстрыми, гибкими, сверхточными и тёплыми. Его звучание абсолютно уникально, возможно, это самый сложный, но в то же время и самый выразительный звук, который когда-либо извлекался из этого инструмента, а само исполнение не просто поражает, оно обескураживает и уже совершенно не оставляет шансов рассматривать бас в прежнем ракурсе.

Вместе с основателем школы игры на шестиструнном безладовом басу Стивом Бейли он создал группу "Bass Extremes", для записи первого альбома которой они пригласили ещё несколько басистов-виртуозов. Собственно, кроме бас-гитар и барабанов на альбоме ничего не звучит, но эта пластинка настолько выразительна и самодостаточна, что название "Just Add Water" ("Просто добавь воды") после прослушивания уже не кажется странным – обычно музыка такого высокого класса подаётся в более "разбавленном" виде.

Картинка 4 из 1202

18. Билли Шихэн (Billy Sheehan).

Некоторые люди считают, что рок-музыка это "сильно упрощённый джаз", удел любителей и самоучек без образования и таланта. И даже "верх музыкального примитивизма". Если оставить без внимания эмоциональную и энергетическую ценность рок-музыки, можно признать частичную правоту такого мнения, которое, впрочем, вдребезги разбивается при столкновении с Билли Шихэном.

Самоучка, изначально взявший бас-гитару в руки только для того, чтоб не отставать от своего друга, начисто игнорировал длительное музыкальное образование с его нотной грамотой, сольфеджио и прочими непростыми дисциплинами и правилами, но стал развивать свои навыки, играя в нескольких, как раз таки любительских, коллективах. С пристальной оглядкой на вышеперечисленных Пола Маккартни, Джека Брюса, Джона Энтвистла и Криса Сквайра. Большое влияние великих, плюс редкая усидчивость, сделали своё дело: в первой собственной группе "Talas", Билли вытворял на басу такие штуки, которых в те времена не видели ни зрители, ни самые искушённые музыканты.

Вскоре он и Стив Вай (Steve Vai) были приглашены в David Lee Roth's Band, так родился уникальный дуэт Шихэн/Вай, их ещё называют "Power Twins". С тех пор Билли уже не просто удивлял, он стал регулярно задавать новые стандарты баса в рок-музыке, возводя её в ранг высокого искусства. Так было и в следующей его группе - Mr.Big, которая моментально стала суперпопулярной, и хотя просуществовала она недолго (Шихан переключился на другой собственный проект "Nician"), до сих пор название группы является чуть ли не синонимом имени Билли Шихэн.

Его сильнейшая трёхпальцевая техника принесла ему массу музыкальных наград, абсолютно узнаваемый, глубокий и чуть жужжащий саунд украсил огромное количество рок-шедевров, а его талант безоговорочно признают самые придирчивые джазовые музыканты. "Даже если вам хватит терпения тратить столько времени на бас-гитару, сколько тратит Билли Шихэн, едва ли вам удастся постичь хотя бы половину того, чем обладает он. Но и половины будет для вас в избытке" - говорят басисты всего мира.

Картинка 10 из 1667

19. Ришар Бона (Richard Bona).

"Музыка должна рассказывать историю" - таким был первый урок, который преподал маленькому Ришару его отец, музыкант и сказитель из маленькой деревни в восточной части Камеруна. И судя по всему, урок этот Ришар усвоил крепко: его инструментальные композиции на редкость "говорящие", во многом за счёт какого-то будто повествовательного построения. В них музыка развивается внутри себя самой, как в хорошей истории, имея завязку, сюжет, наполненный осязаемыми образами, и полноценный финал, в котором всегда чувствуется абсолютная высказанность. Но Бона известен не только как фантастический басист и блестящий композитор, он ещё и потрясающий певец. Следуя совету отца, он рассказывает свои истории на языках дуала и банвеле, и тогда его музыка превращается в сказочную мозаику. Произношение африканских наречий в его мягком и тёплом голосовом тембре, составляют просто идеальную пару его безладовому басу, и та лёгкость, с которой Бона смешивает культуры, кажется совершенно естественной. Возможно, дело в огромной уверенности в своих силах, ведь ещё в детстве он решил, что может научиться играть на любом инструменте, просто глядя и слушая, как другие играют. Так он и поступал, выступая в местном клубе и прослушивая сотни джазовых пластинок, привезённых хозяином заведения. Именно тогда его сразил альбом Жако Пасториуса: "Я даже сходил проверить скорость пластинки, полагая, что она играет гораздо быстрей". Конечно же это вынудило любопытного Ришара научиться так же, что и подтолкнуло к выбору баса как основного инструмента. И всего через десять лет он станет нарасхват у своих же кумиров: Джо Завинула и Джони Митчел (Joni Mitchell). Со временем список звёзд джаза, заинтересованных в работе с ним будет только увеличиваться: Гарри Белафонте, Стив Гэдд, Бобби Макферрин, Херби Хэнкок, Чик Кориа, Пэт Мэтени и многие другие. На сегодняшний день дискография Ришара Бона насчитывает свыше 50-ти работ, как совместных, так и сольных.

20. Добравшись до 20-й позиции, я встал перед довольно сложной задачей: полный список выдающихся мастеров бас-гитары не подошёл даже к середине, а мне нужно выбрать одного-единственного, взяв тем самым на себя, хоть и условную, но всё же ответственность за тех, кто останется за бортом моей двадцатки. Предательски напрашивается лёгкий побег из этой ситуации в виде "справедливого распределения последнего места на всех участников соревнований, чтобы никому обидно не было", но мы всё-таки имеем дело не с группой дошкольников, состязающихся в Весёлых Стартах. Придётся позволить себе "ход конём", так как иного выхода я просто не вижу. Итак, замыкает наш список очень одиозный гражданин:

Картинка 37 из 2541

Сид Вишез (Sid Vicious, Sex Pistols).

Чудаковатый торчок, идеальная находка для первой, как принято считать, панк-рок группы. Тщательно продуманному продюсером группы имиджу не требовались вокальные данные или умение играть. Убогий внешний вид, асоциальное поведение, саморазрушение и безграничная наглость – этим требованиям Сид соответствовал в полной мере. Никогда не трезветь, вырезать на груди битым стеклом требования очередной дозы, терять сознание во время выступления и затевать драки со зрителями он умел гораздо лучше, чем играть. Строго говоря, по-настоящему играть Вишез не умел вовсе - порой его усилитель даже не включали, чтобы хоть как-то спасти музыкальную сторону дела. Сид даже не замечал этого и безудержно буянил на сцене, развлекая себя и зрителей. Но всё это он делал с бас-гитарой наперевес и выглядел крайне убедительно, поэтому и замыкает наш список.

Если до Сида бас-гитара была уделом неприметных парней, то в его руках четырёхструнный инструмент становится символом дикой и необузданной энергии, воплощением пресловутого духа панк-рока. Для него не было рамок ни в чём, он сносил всё на своём пути, рвал струны и доигрывал на оставшихся. Сид заявлял, что настоящий панк не может быть старше 25-ти, и "ответил за базар", умерев от передозировки в 21 год. Так он стал главной легендой панк-рока, таким и вошёл в историю: верным себе, молодым и пьяным, с бас-гитарой наперевес.

Категория: Другое | Добавил: EvGenius (12.01.2011)
Просмотров: 3764 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Oпрос
Гитара какой фирмы у вас?
Всего ответов: 97
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!
Создать бесплатный сайт с uCoz